Флаг и герб РБ Министерство торговли
  • Russian
  • English
 
 
Главное - комплексный подход Версия для печати

Отрасль бытового обслуживания населения относится к сфере производства, деятельность которой направлена  на непосредственное удовлетворение потребностей населения в индивидуальных заказах, включая ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные услуги и др. Населению предоставлена широкая возможность выбора исполнителя в соответствии с имеющимися доходами и в наиболее удобное время. На сегодняшний день в сфере бытового обслуживания работает более 100 тысяч человек.

О современном состоянии и перспективах развития сферы бытовых услуг рассказывает генеральный директор государственного объединения предприятий бытового обслуживания «Белбыт» А.С. МАРЧЕНКО.

-Анатолий Степанович, в каком состоянии находится сейчас сфера бытовых услуг, сколько работает в республике комплексных приемных пунктов, какова обеспеченность услугами в расчете на одного жителя?

-За истекшие почти двадцать лет, с тех пор как вся экономика была брошена в стихию так называемого рынка, наша сфера выстояла, пережив не только жесточайший финансово-экономический, но и губительный профессиональный кризис. Как известно, в советское время существовала гигантомания, строились многоэтажные Дома быта, огромные комплексные приемные пункты (КПП), рассчитанные всего на 2-3 человека работающих, ателье и мастерские с обширными контактными зонами. С течением времени содержание таких зданий и сооружений стало не под силу маломощным комбинатам бытового обслуживания. После распада Союза ССР большинство объектов была брошена на произвол судьбы, обречено, по сути, на деградацию. А ведь «бытовка» для нормального развития общества – это тот драгоценный пласт, который легко развеять, но трудно собрать… Но всему есть предел.

Сегодня, в идеале, мы строим нашу работу так, чтобы весь спектр бытовых услуг, оказываемых населению, был в шаговой доступности, то есть ближе к месту жительства. Что же касается статистики, то по состоянию на 20 марта 2010 года в республике работает более 1807 КПП, из них в агрогородках – 1188 КПП. Обеспеченность населения сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги в расчете на один комплексный приемный пункт составляет 1396 жителей при нормативе – 1500-1750 человек. Благодаря тому, что работа по развитию бытового обслуживания ведется с учетом возрастающего спроса населения, предъявляемых требований клиентов к качеству услуг - совершенствуется и система управления отраслью: непрерывно идет внедрение новых видов и форм обслуживания, техническое переоснащение производства, расширяется сеть бытовых объектов, тем самым укрепляется имидж, законное место в обществе. Вот, к примеру, в 2009 году на повышение технического уровня производства, а, следовательно, и  улучшение качества бытовых услуг было направлено более 12 миллиардов белорусских рублей. Это позволило разработать и широко внедрить в производство более 3 250 новых образцов и моделей мебели, обуви, головных уборов, швейных, трикотажных, ювелирных изделий, новых моделей стрижек и причесок, изделий ритуальной атрибутики. Это, во-первых.

Во-вторых, в рамках реализации государственной программы возрождения и развития села, в прошлом году в сельской местности было открыто 83 новых комплексных приемных пункта, в том числе 78 - в агрогородках. В среднем на одного жителя республики объем бытовых услуг  за прошлый год составил свыше 205 тыс. рублей. 

-Понятно, что в крупном городе бытовое обслуживание развивается более динамично и устойчиво: в выходные дни - субботу, воскресенье работают многие прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские, мастерские по ремонту часов, изготовлению металлоизделий. Какие меры в русле приближения бытовых услуг к сельскому клиенту принимаются в настоящее время?

-Разумеется, обслуживание населения, проживающего в отдаленных деревнях, не обходится без проблем, сегодня, увы, не тот размах, но пути решения вопросов имеются, а, следовательно, принимаются меры по исправлению некоторых перекосов. Словом, потребности сельского населения в бытовых услугах, с каждым годом удовлетворяются на более качественном уровне. Функции организующего, координирующего, сплачивающего, притягивающего к себе центра полноценно выполняют Правительство Республики Беларусь, Министерство торговли, администрации городов и районов. Они поддерживают работу службы быта. Наиболее удачным, на мой взгляд, является опыт открытия объектов бытового обслуживания в районах массовой застройки, торговых центрах, рынках, агрогородках т.д. В 2010 году, например, в агрогородках к услугам сельского населения будет открыто ещё 80 современных комплексных приемных пунктов, а на 176 объектах, в рамках улучшения бытового обслуживания сельского населения, будет произведен ремонт. Все прекрасно понимают, что сегодня важно не только выстроить систему бытового обслуживания, но и улучшить, модифицировать её с помощью современных технологий.

Другой пример. Большая работа в сельской местности проводится с выпускниками школ, молодыми людьми, работающими на сельхозпредприятиях, с целью направления их на учебу для получения одной или нескольких специальностей по оказанию услуг населению. Во время командировок в регионы, я пришел к выводу, что главное – это должен быть комплексный подход к решению насущных вопросов. Надо глубже изучать ситуацию на местах и использовать в работе собственные трудовые ресурсы. Ведь, между прочим, можно легко совместить обучение, скажем, по следующим специальностям: телемастер- мастер по ремонту сложнобытовой техники, фотограф-парикмахер, строитель-электрик-механик и т.д. В итоге из числа сельских жителей в прошлом году было подготовлено 263 специалиста для работы на комплексных приемных пунктах и в организациях бытового обслуживания. Это положительный фактор и добрый пример.

Ещё один пример. В рамках углубляющихся рыночных отношений активно практикуем заключение договоров о сотрудничестве организаций бытового обслуживания населения с РУП «Белпочта» в части приема от сельских жителей заказов и доставки их по месту жительства клиента. Ныне этот опыт значительно расширился. Кроме того, в 64 районных комбинатах бытового обслуживания населения инициировали оказание дополнительно 42 видов услуг жителям села с учетом местных условий, уровня развития регионов, рентабельности услуг. Эти и другие начинания позволили большинству комплексных приемных пунктов добиться положительных результатов, заработать деньги для обновления основных фондов, расширения сети. В частности, по итогам 2009 года организации бытового обслуживания населения получили более 8,5 миллиарда рублей чистой прибыли (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась в 1,5 раза). Словом, все проблемы разрешаемы.

-Анатолий Степанович, этот год, как известно, объявлен Годом качества. Работу каких организаций накануне профессионального праздника – Дня работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства  можно поставить в пример?

-В первую очередь хочется отметить труд работников предприятий бытовой отрасли Гродненской, Гомельской, Могилевской областей. В прошлом году коллективы из этих регионов добились самых высоких результатов в выполнении основных целевых показателей развития бытового обслуживания населения.

Беседовал  Валентин БОРИСЕВИЧ
Последнее обновление ( Вторник, 11 Май 2010 )
 
< Пред.   След. >
 
 
Вторник, 17 Январь 2017