Флаг и герб РБ Министерство торговли
  • Russian
  • English
 
 
Новости
Обсуждаем проекты
Деноминация
Нормативные правовые акты
Ценовое регулирование
Розничная и оптовая торговля
Общественное питание
Бытовое обслуживание населения
Торговая инспекция
Региональное сотрудничество
Лицензирование экспорта и импорта
Рекламная деятельность
Защита прав потребителей
Статистика и аналитические материалы
Финансовая деятельность
Торговый реестр
Реестр бытовых услуг
Административные процедуры
Регулирование закупок
Выставочно-ярмарочная деятельность
Комиссия по противодействию коррупции
Основы безопасности
Поиск
Карта сайта
Контактная информация
Спортивная жизнь
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
Государственный реестр субъектов естественных монополий
Авторизация





Забыли пароль?
На сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 165
rss
Лента новостей
Главное - комплексный подход Версия для печати

Отрасль бытового обслуживания населения относится к сфере производства, деятельность которой направлена  на непосредственное удовлетворение потребностей населения в индивидуальных заказах, включая ремонт и пошив обуви, ремонт и пошив швейных изделий, ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт мебели, услуги прачечных, ремонт и строительство жилья, услуги фотоателье, услуги бань и парикмахерских, ритуальные услуги и др. Населению предоставлена широкая возможность выбора исполнителя в соответствии с имеющимися доходами и в наиболее удобное время. На сегодняшний день в сфере бытового обслуживания работает более 100 тысяч человек.

О современном состоянии и перспективах развития сферы бытовых услуг рассказывает генеральный директор государственного объединения предприятий бытового обслуживания «Белбыт» А.С. МАРЧЕНКО.

-Анатолий Степанович, в каком состоянии находится сейчас сфера бытовых услуг, сколько работает в республике комплексных приемных пунктов, какова обеспеченность услугами в расчете на одного жителя?

-За истекшие почти двадцать лет, с тех пор как вся экономика была брошена в стихию так называемого рынка, наша сфера выстояла, пережив не только жесточайший финансово-экономический, но и губительный профессиональный кризис. Как известно, в советское время существовала гигантомания, строились многоэтажные Дома быта, огромные комплексные приемные пункты (КПП), рассчитанные всего на 2-3 человека работающих, ателье и мастерские с обширными контактными зонами. С течением времени содержание таких зданий и сооружений стало не под силу маломощным комбинатам бытового обслуживания. После распада Союза ССР большинство объектов была брошена на произвол судьбы, обречено, по сути, на деградацию. А ведь «бытовка» для нормального развития общества – это тот драгоценный пласт, который легко развеять, но трудно собрать… Но всему есть предел.

Сегодня, в идеале, мы строим нашу работу так, чтобы весь спектр бытовых услуг, оказываемых населению, был в шаговой доступности, то есть ближе к месту жительства. Что же касается статистики, то по состоянию на 20 марта 2010 года в республике работает более 1807 КПП, из них в агрогородках – 1188 КПП. Обеспеченность населения сетью комплексных приемных пунктов по приему заказов на бытовые услуги в расчете на один комплексный приемный пункт составляет 1396 жителей при нормативе – 1500-1750 человек. Благодаря тому, что работа по развитию бытового обслуживания ведется с учетом возрастающего спроса населения, предъявляемых требований клиентов к качеству услуг - совершенствуется и система управления отраслью: непрерывно идет внедрение новых видов и форм обслуживания, техническое переоснащение производства, расширяется сеть бытовых объектов, тем самым укрепляется имидж, законное место в обществе. Вот, к примеру, в 2009 году на повышение технического уровня производства, а, следовательно, и  улучшение качества бытовых услуг было направлено более 12 миллиардов белорусских рублей. Это позволило разработать и широко внедрить в производство более 3 250 новых образцов и моделей мебели, обуви, головных уборов, швейных, трикотажных, ювелирных изделий, новых моделей стрижек и причесок, изделий ритуальной атрибутики. Это, во-первых.

Во-вторых, в рамках реализации государственной программы возрождения и развития села, в прошлом году в сельской местности было открыто 83 новых комплексных приемных пункта, в том числе 78 - в агрогородках. В среднем на одного жителя республики объем бытовых услуг  за прошлый год составил свыше 205 тыс. рублей. 

-Понятно, что в крупном городе бытовое обслуживание развивается более динамично и устойчиво: в выходные дни - субботу, воскресенье работают многие прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, парикмахерские, мастерские по ремонту часов, изготовлению металлоизделий. Какие меры в русле приближения бытовых услуг к сельскому клиенту принимаются в настоящее время?

-Разумеется, обслуживание населения, проживающего в отдаленных деревнях, не обходится без проблем, сегодня, увы, не тот размах, но пути решения вопросов имеются, а, следовательно, принимаются меры по исправлению некоторых перекосов. Словом, потребности сельского населения в бытовых услугах, с каждым годом удовлетворяются на более качественном уровне. Функции организующего, координирующего, сплачивающего, притягивающего к себе центра полноценно выполняют Правительство Республики Беларусь, Министерство торговли, администрации городов и районов. Они поддерживают работу службы быта. Наиболее удачным, на мой взгляд, является опыт открытия объектов бытового обслуживания в районах массовой застройки, торговых центрах, рынках, агрогородках т.д. В 2010 году, например, в агрогородках к услугам сельского населения будет открыто ещё 80 современных комплексных приемных пунктов, а на 176 объектах, в рамках улучшения бытового обслуживания сельского населения, будет произведен ремонт. Все прекрасно понимают, что сегодня важно не только выстроить систему бытового обслуживания, но и улучшить, модифицировать её с помощью современных технологий.

Другой пример. Большая работа в сельской местности проводится с выпускниками школ, молодыми людьми, работающими на сельхозпредприятиях, с целью направления их на учебу для получения одной или нескольких специальностей по оказанию услуг населению. Во время командировок в регионы, я пришел к выводу, что главное – это должен быть комплексный подход к решению насущных вопросов. Надо глубже изучать ситуацию на местах и использовать в работе собственные трудовые ресурсы. Ведь, между прочим, можно легко совместить обучение, скажем, по следующим специальностям: телемастер- мастер по ремонту сложнобытовой техники, фотограф-парикмахер, строитель-электрик-механик и т.д. В итоге из числа сельских жителей в прошлом году было подготовлено 263 специалиста для работы на комплексных приемных пунктах и в организациях бытового обслуживания. Это положительный фактор и добрый пример.

Ещё один пример. В рамках углубляющихся рыночных отношений активно практикуем заключение договоров о сотрудничестве организаций бытового обслуживания населения с РУП «Белпочта» в части приема от сельских жителей заказов и доставки их по месту жительства клиента. Ныне этот опыт значительно расширился. Кроме того, в 64 районных комбинатах бытового обслуживания населения инициировали оказание дополнительно 42 видов услуг жителям села с учетом местных условий, уровня развития регионов, рентабельности услуг. Эти и другие начинания позволили большинству комплексных приемных пунктов добиться положительных результатов, заработать деньги для обновления основных фондов, расширения сети. В частности, по итогам 2009 года организации бытового обслуживания населения получили более 8,5 миллиарда рублей чистой прибыли (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года она увеличилась в 1,5 раза). Словом, все проблемы разрешаемы.

-Анатолий Степанович, этот год, как известно, объявлен Годом качества. Работу каких организаций накануне профессионального праздника – Дня работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства  можно поставить в пример?

-В первую очередь хочется отметить труд работников предприятий бытовой отрасли Гродненской, Гомельской, Могилевской областей. В прошлом году коллективы из этих регионов добились самых высоких результатов в выполнении основных целевых показателей развития бытового обслуживания населения.

Беседовал  Валентин БОРИСЕВИЧ
Последнее обновление ( Вторник, 11 Май 2010 )
 
< Пред.   След. >
 
 
Вторник, 28 Март 2017