Флаг и герб РБ Министерство торговли
  • Russian
  • English
 
 
Новости
Обсуждаем проекты
Деноминация
Нормативные правовые акты
Ценовое регулирование
Розничная и оптовая торговля
Общественное питание
Бытовое обслуживание населения
Торговая инспекция
Региональное сотрудничество
Лицензирование экспорта и импорта
Рекламная деятельность
Защита прав потребителей
Статистика и аналитические материалы
Финансовая деятельность
Торговый реестр
Реестр бытовых услуг
Административные процедуры
Регулирование закупок
Выставочно-ярмарочная деятельность
Комиссия по противодействию коррупции
Основы безопасности
Поиск
Карта сайта
Контактная информация
Спортивная жизнь
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
Государственный реестр субъектов естественных монополий
Авторизация





Забыли пароль?
На сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 3
rss
Лента новостей
15 марта в республике отмечается День потребителя Версия для печати
В текущем году День потребителя в Республике Беларусь проводится под девизом: «Потребители за честные финансовые услуги».

БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ

На сегодняшний день наряду с традиционными кредитными и депозитными услугами банков быстро развиваются страховые и платежные услуги, специальные виды кредитов и депозитов, коллективные банковские и инвестиционные финансовые продукты, потребительское кредитование и страхование. Возникают и развиваются системы лизинговых услуг для населения, кредитные кооперативы, ломбарды.

На все указанные виды правоотношений банков, страховых организаций и потребителей распространяется Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

Как показывает практика разрешения потребительских споров, значительная часть нарушений в сфере финансовых услуг является следствием правовой и финансовой неграмотности потребителей.

Так, одним из распространенных примеров использования банками недостаточной правовой грамотности населения является предоставление в рекламе информации о неполной процентной ставке.

Банки пользуется тем, что граждане не различают понятия «процент за пользование кредитом» и «плата за пользование кредитом» и указывают в рекламе исключительно информацию о процентах за пользование кредитом (без указания комиссионных платежей банку). В результате, потребитель, заинтересовавшийся разрекламированной процентной ставкой по кредиту, при обращении в банк с удивлением узнает, что на самом деле ему придется платить банку значительно больше, поскольку в сумму платежа также включена плата за услуги банку.

В целях урегулирования ситуации Национальным банком было принято постановление от 13 ноября 2008 г. № 173, предусматривающее обязанность банков до заключения кредитного договора с потребителем доводить до него информацию о полной процентной ставке.

Однако поскольку Законом Республики Беларусь «О рекламе» прямо не предусмотрена обязанность банков по указанию в рекламе полной процентной ставки, банки по-прежнему предпочитают доводить до потребителей урезанную рекламную информацию (без указания платы за свои услуги), предоставляя информацию в полном объеме только после того, как потребитель обратиться в банк.

Поэтому принято решение о дополнении Закона Республики Беларусь «О рекламе» нормой, обязывающей банки указывать в рекламе полную информацию о плате по кредиту. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении.

Еще одним распространенным примером ущемления прав потребителей является не доведение или несвоевременное доведение банками до потребителей информации об изменении в одностороннем порядке размера процентной ставки по банковскому вкладу.

Поэтому в проекте по корректировке Закона Республики Беларусь «О рекламе» также предусмотрена обязанность банков по указанию в рекламе банковского вклада информации о праве банка уменьшать проценты по вкладу (депозиту).

В сфере потребительского кредитования можно обозначить следующие проблемы, с которыми сталкиваются граждане:

1) возможность внесения изменений в кредитный договор банком в одностороннем порядке;
2) недостаточная регламентация объема и порядка предоставления информации при заключении кредитного договора и в течение срока его действия;
3) невозможность досрочного погашения гражданами кредитов без согласия банков;
4) обязанность уплачивать проценты и плату за время, в течение которого кредит не используется;
5)  заключение различных обязательных договоров страхования жизни и т.д. - как условие выдачи кредита.

В настоящее время ведется работа по совершенствованию правовых механизмов, которые регулируют данную сферу.

Так, предполагается дополнить Банковский кодекс статьями, определяющими особенности потребительского кредитования.

Министерство торговли планирует внести предложения о дополнении законопроекта нормой, предусматривающей обязанность кредитной организация - владельца банкомата информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с использованием такой карты о размере комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией-владельцем банкомата.

Для повышения финансовой грамотности потребителей Национальным банком запланирована разработка совместно с Ассоциацией белорусских банков специальной памятки для потребителей банковских услуг.

СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ

Основным предметом обращений по страховым услугам является несогласие граждан с размером страховой выплаты либо с отказом страховой организации в выплате страхового возмещения. При рассмотрении данных обращений, в большинстве случаев, выясняется, что споры возникают, в основном, из-за недостаточного ознакомления страхователями с условиями Правил добровольного страхования, в соответствии с которыми были заключены договоры страхования.     I

В этой связи в целях исключения формального подхода при ознакомлении с условиями страхования на стадии заключения договоров и в целях повышения информативности бланков страховых полисов в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 мая 2003 г. № 80 «Об утверждении образцов страховых полисов и Инструкции по заполнению и использованию страховых полисов» планируется внести дополнения, согласно которым в страховом полисе будет указано, что исчерпывающие условия страхования определены в соответствующих правилах страхования.

Министерством финансов поручено Белорусской ассоциации страховщиков совместно со страховыми организациями на постоянной основе организовать работу со средствами массовой информации в целях разъяснения потребителям страховых услуг их прав, обязанностей, а также основных задач и целей страхования.

В целях повышения информированности и грамотности населения по вопросам страховых услуг страховыми организациями на своих сайтах создаются рубрики «вопрос-ответ», где потребители могут задать интересующие их вопросы либо высказать свои претензии, организуется работа справочных служб с круглосуточной информационной поддержкой, внедряется услуга «Зеленый номер», по которой можно получить подробную консультацию по интересующей программе страхования и вызвать страхового агента для заключения договора страхования.

Белорусской ассоциацией страховщиков разработаны и 7 апреля 2010 г. приняты Правила профессиональной этики на страховом рынке Республики Беларусь, предусматривающие условия, рекомендуемые для соблюдения всеми субъектами рынка с целью совершенствования качества и повышения уровня страховых услуг, формирования положительного имиджа страховых организаций.

На основе анализа практики осуществления обязательных видов о страхования Указом № 519 внесены изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности», регулирующий порядок и условия проведения обязательных видов страхования. Так, с 1 июля 2010 года упрощены процедуры, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В частности, упрощен порядок:

получения страховых выплат, а также сокращен период между наступлением страхового случая и получением страховых выплат. Значительно сокращены максимальные сроки выплаты страхового возмещения, если раньше этот срок составлял 50 рабочих дней, то в настоящее время этот срок сократился до 20 рабочих дней, а когда рассмотрение вопроса осуществляется по упрощенной схеме без участия сотрудников ГАИ срок выплаты сократился до 5 рабочих дней. 
 
По обязательному страхованию строений, принадлежащих гражданам, Указом № 519 сокращены сроки для:   
  • осмотра поврежденных строений, направления необходимых запросов, составления акта о страховом случае и расчета ущерба для принятия решения о выплате страхового возмещения с трех до двух рабочих дней;
  • выплаты страхового возмещения с пяти до трех рабочих дней со дня подписания страховщиком акта о страховом случае;
  • сообщения страхователю решения об отказе в страховой выплате с пяти до трех рабочих дней со дня принятия страховщиком такого, решения.

ТОРГОВЛЯ

Вместе с тем, финансовые услуги – это не только услуги, которые осуществляют банки. Это еще и деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.

Так, к актуальным вопросам потребительской тематики тесно связанной с данной сферой можно отнести и вопросы документального оформления приобретения товара (выдача чеков и иных документов, подтверждающих факт покупки), а также порядок расчетов с потребителями при возврате товара, как качественного, так и некачественно, приобретенного в кредит, и т.д.

В 2010 году подписано совместное письмо Министерства торговли и Министерства по налогам и сборам, в соответствии с которым дополнительно разъяснено, что:

1) законодательством предоставлено право торговым организациям возвращать деньги потребителю за качественный и некачественный товар без чека (например, если потребителем чек утерян), если потребителем предоставлено иное доказательство приобретения товара у данного продавца;

2) при возврате потребителем одного товара по чеку, выданному на несколько товарных позиций, продавец должен вернуть потребителю либо оригинал чека с вычеркнутой позицией, либо копию чека;

3) потребитель вправе вернуть товар и получить от продавца деньги, принятые с использование кассового оборудования, без документа удостоверяющего личность (паспорта).

В текущем году Министерством торговли разработана памятка потребителям по вопросу порядка выдачи документов об оплате товаров. Основная цель – истребование потребителем у продавца таких документов для последующей защиты своих прав. Данной памяткой мы хоти довести до потребителей и особенно до продавцов следующую мысль: «Если потребитель потребовал выдать документ об оплате – то продавец в любом случае обязан выдать такой документ!!!»

В частности в памятке отмечается, какой документ должен выдать продавец потребителю при покупке товара. К таким документам относятся: кассовый чек, а в случаях, когда не используется кассовый суммирующий аппарат – талон формы № 20-ФС; либо квитанция формы № КВ-1 (образцы данных документов приведены в памятке).

В заключение хотелось бы отметить, что отношения между потребителями и субъектами хозяйствования должны строиться на цивилизованных подходах, определенном доверии и понимании того, что все-таки сегодня потребитель остается менее защищенной стороной в обязательстве, и это необходимо учитывать.

Последнее обновление ( Пятница, 20 Май 2011 )
 
< Пред.   След. >
 
 
Воскресенье, 26 Март 2017