Флаг и герб РБ Министерство торговли
  • Russian
  • English
Главная arrow Бытовое обслуживание населения arrow Справочная информация arrow Комментарии
 
 
Новости
Обсуждаем проекты
Деноминация
Нормативные правовые акты
Ценовое регулирование
Розничная и оптовая торговля
Общественное питание
Бытовое обслуживание населения
Торговая инспекция
Региональное сотрудничество
Лицензирование экспорта и импорта
Рекламная деятельность
Защита прав потребителей
Статистика и аналитические материалы
Финансовая деятельность
Торговый реестр
Реестр бытовых услуг
Административные процедуры
Регулирование закупок
Выставочно-ярмарочная деятельность
Комиссия по противодействию коррупции
Основы безопасности
Поиск
Карта сайта
Контактная информация
Спортивная жизнь
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
Государственный реестр субъектов естественных монополий
Авторизация





Забыли пароль?
На сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
rss
Лента новостей
Комментарии Версия для печати

Схема размещения пунктов проката и ремонта велосипедов в г. Минске, а также размещение и маршруты велосипедных дорожек

 icon Схема размещения пунктов проката и ремонта велосипедов в г. Минске, а также размещение и маршруты велосипедных дорожек


 

Вопросы страхования арендованных автомобилей

В настоящее время страхование рисков организаций, предоставляющих услуги аренды (проката) автомобилей, обеспечивается белорусскими страховыми организациями посредством осуществления следующих видов страхования:
- добровольное страхование наземных транспортных средств (осуществляют 19 страховых организаций);
Справочно:
Добровольное страхование наземных транспортных средств предусматривает объектом страхования риски утраты (гибели) или повреждения транспортного, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя, в том числе на основании договора аренды.
- добровольное страхование финансовых рисков (осуществляют 17 страховых организаций);
Справочно:
Объектом страхования по добровольному страхованию финансовых рисков является возникновение убытков от предпринимательской деятельности в связи с невыполнением (выполнением ненадлежащим образом) своих обязательств контрагентами субъектами хозяйствования по договору, в том числе по договору аренды (прокату).
- добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (осуществляют 3 страховые организации).
Справочно:
Объектом страхования по добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств является риск наступления ответственности по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем или иным лицом, на которых такая ответственность может быть возложена, вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Кроме перечисленных видов добровольного страхования, белорусскими страховыми организациями осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (согласно Указу Президента Республики Беларусь 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» осуществляют 6 страховых организаций).
Пунктом 119 Положения о страховой деятельсноти в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 25 августа 2006 г. № 530 9 далее – Положение о страховой деятельности), определяющего порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный юридическим и физическим лицам при использовании этих средств в дорожном движении, установлено, что к владельцам транспортных средств относятся юридические и физические лица, являющиеся в соответствии с законодательством собственниками или иными законными владельцами транспортных средств, в том числе на основании договора аренды. Таким образом, передаваемые в аренду транспортные средства, подлежат обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств их владельцами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по сдаче автомобилей в аренду (прокат).
Необходимо отметить, что добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств обеспечивает страховым покрытием имущественные риски только в размере, превышающем страховое покрытие по страхованию имущества и ответственности по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку двойная страховая выплата по одному страховому случаю при наступлении ответственности за причинение вреда имуществу согласно законодательству недопустима.
Вместе с тем, по сведениям, представленным отдельными страховыми организациями, риски по страхованию транспортных средств, передаваемых в аренду (прокат), имеют достаточно высокий уровень убыточности. Согласно предписаниям законодательства, в случае, если по виду добровольного страхования, за отчетный год сумма поступивших страховых взносов ниже суммы произведенных страховых выплат, страховщик обязан в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, внести изменения и (или) дополнения в страховые тарифы, установив их на уровне, обеспечивающем до конца следующего отчетного года поступление страховых взносов не ниже суммы страховых выплат. В этой связи, страховщики, имеющие убыточность по названному риску, будут осуществлять их страхование после внесения соответствующих изменений в страховые тарифы и согласования их в установленном порядке с Министерством финансов.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» плата за прокат транспортного средства вносится арендатором при оформлении заказа за весь период проката. За прокат транспортных средств, выдаваемых на срок более месяца, по желанию арендодателя плата может вноситься помесячно.
В связи с тем, что срок проведения Чемпионата мира по хоккею 2014 составляет менее одного месяца, плата за аренду транспортных средств будет осуществляться единовременно при заключении договора аренды. Данное обстоятельство исключает риск неоплаты арендных платежей и, соответственно, исключает возможность страхования предпринимательского риска арендодателя на случай неисполнения арендатором обязательств по уплате арендных платежей по договору аренды (проката) транспортных средств.
Случаи несвоевременного возврата транспортного средства не являются основанием для выплаты страхового возмещения, так как упущенная выгода согласно Положению о страховой деятельности, определяющему порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также правилам страхования по вышеуказанным видам страхования, не являются объектом страхования.
Случаи не возврата транспортного средства, а также случаи его повреждения могут быть застрахованы на основании правил добровольного страхования наземных транспортных средств.
Таким образом, страховые организации Республики Беларусь обеспечивают страхование транспортных средств, сдаваемых в аренду (прокат), а также страхование ответственности владельцев этих транспортных средств как на основании утвержденных страховщиком и согласованных в порядке установленном законодательством с Министерством финансов правил добровольного страхования, так и на основании законодательных актов.


Ответственность лиц, нарушивших на арендованных (взятых на прокат) транспортных средствах, ПДД

В Республике Беларусь административная ответственность – за нарушения правил дорожного движения установлена статьями Главы 18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации». К наиболее распространенным видам административных правонарушений следует отнести следующие статьи указанного Кодекса:
18.12. «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства»;
18.13. «Превышение скорости движения»;
18.14. «Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения»;
18.16. «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)»;
18.17. «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества»;
18.21. «Невыполнение требования об остановке транспортного средства»;
18.22. «Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения».
Вместе с тем, за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, либо передачу управления транспортным средством такому лицу, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 317-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
В этом случае, независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК Республики Беларусь (за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц).
В части порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении – выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Наложенный штраф может быть уплачен на месте.
В иных случаях, а также если в санкции статьи предусмотрено административное взыскание в виде лишения права управления, либо если повторное совершение правонарушения влечет уголовную ответственность, в отношении лица, совершившего правонарушение, составляется протокол об административном правонарушении. Общий срок рассмотрения правонарушений составляет не более 15 дней.
Указанный срок может быть приостановлен при:
назначении экспертизы – на срок проведения экспертизы;
утрате физическим лицом дееспособности – до назначения недееспособному лицу представителя;
если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине заболевания либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Предельный срок, в течение которого может быть наложено административное взыскание, составляет 2 месяца со дня совершения правонарушения.
В отношении иностранных граждан, временно находящихся на территории Республики Беларусь, дела об административных правонарушениях, как правило, рассматриваются в день составления протокола, либо в ближайший рабочий день.
Деятельность сотрудников подразделений Госавтоинспекции направлена на оперативное рассмотрение правонарушений, совершенных иностранными гражданами.


Договор проката

Правовое регулирование отношений, связанных с заключением, исполнением и прекращением договора проката, осуществляется Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590 (далее – Правила), и Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Договор проката – это вид договора аренды, предусмотренный статьей 597 ГК. По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

Договор проката характеризуется передачей в аренду имущества, предназначенного для использования в потребительских целях.

Правила бытового обслуживания потребителей предмет договора проката определяют как движимое имущество, предоставляемое исполнителем потребителю во временное владение и пользование.

Одной из сторон договора проката является исполнитель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности. Исполнителем по данному договору может быть субъект, соответствующий в совокупности следующим условиям:

является субъектом хозяйствования (как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель);
оказывает услуги по сдаче имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности.

Требования к лицу, являющемуся потребителем услуги проката, ГК не устанавливает. В статье 597 ГК и иных статьях параграфа 2 главы 34 ГК отсутствует указание на возможность заключения договора проката на стороне арендатора исключительно физическим лицом. Соответственно в качестве арендатора по договору проката может выступать любое физическое или юридическое лицо.

В случаях, когда арендатором в договоре проката является физическое лицо, использующее предмет проката для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на отношения по договору проката распространяется законодательство о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 2 Закона).

Правила разработаны в соответствии с ГК, Законом и распространяются на отношения между исполнителями и потребителями - физическими лицами. Правила в качестве общего требования не предусматривают предоставление документа, удостоверяющего личность, при заключении договора (оформлении заказа). Однако при оформлении заказа на оказание бытовой услуги по прокату в соответствии с пунктом 38 Правил исполнитель вправе потребовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность.

Документами, удостоверяющими личность, являются: паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца; иные документы - в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, для удостоверения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, а также для подтверждения их специального статуса (прав и обязанностей) (подпункт 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»).

Договор проката может заключаться при предъявлении:

потребителем в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - свидетельства о рождении, если документ, удостоверяющий личность потребителя, не выдан;
свидетельства о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность);
военнослужащим - удостоверения личности.

Кроме документа, удостоверяющего личность, потребитель обязан по требованию исполнителя данной бытовой услуги предъявить справку о заработке, стипендии или иных доходах, а потребитель в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, удостоверенное администрацией по месту их работы (учебы) либо нотариально удостоверенное.

Договор проката является публичным договором. Отказ исполнителя от заключения договора проката при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие вещи не допускается. При необоснованном уклонении исполнителя от заключения договора проката другая сторона на основании пункта 4 статьи 415 ГК вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Пункт 2 статьи 597 ГК предусматривает, что договор проката заключается в письменной форме. При оформлении договора проката исполнитель оформляет документ в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, а другой остается у исполнителя, либо в одном экземпляре с выдачей потребителю корешка документа, подтверждающего заказ.

Договор проката в соответствии с пунктами 11, 41 Правил должен содержать следующие условия и реквизиты: наименование (фирменное наименование) и место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то также его фамилию, собственное имя, отчество, место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя; фамилию, собственное имя, отчество, место жительства потребителя; наименование оказываемой бытовой услуги; наименование и цену предмета договора проката; цену оказываемой бытовой услуги; дату оформления заказа и срок оказания бытовой услуги; сведения о наличии пломб на предмете проката, подлежащем опломбировке; подписи исполнителя и потребителя.

Исполнитель обязан ознакомить потребителя под роспись с условиями проката, материальной ответственностью за полную или частичную утрату, повреждение, невозврат предмета проката, возврат его с нарушенной пломбой либо не в установленный срок (пункт 42 Правил).

Исполнение потребителем своих обязательств по договору проката может обеспечиваться предусмотренными законодательством способами обеспечения исполнения обязательств. В частности, пунктом 39 Правил установлено, что предметы проката могут выдаваться потребителям под поручительство и (или) залог в установленном исполнителем порядке в соответствии с требованиями законодательства.

Предметом залога может быть имущество, денежные средства. В качестве предмета залога не может быть использован документ, удостоверяющий личность, свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь потребителя.

Пункт 1 статьи 598 ГК содержит положение о том, что договор проката заключается на срок до одного года. Наличие данной нормы означает обязанность сторон определить в договоре условие о сроке владения и пользования имуществом по договору проката. Аналогичное требование о необходимости определения срока в договоре проката закреплено в пункте 11 Правил.

Заказ на оказание бытовой услуги по прокату в соответствии с пунктом 58 Правил оформляется на срок не более одного года. При оформлении заказа исполнитель обязан предусмотреть, чтобы возврат предмета проката приходился на рабочий день.

Определение в договоре проката конкретного срока аренды имущества зависит от состава участников, предмета, других элементов договора (прокат коньков, лыж, пляжного инвентаря и др.).

Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, иными актами законодательства или договором (пункт 1 статьи 420 ГК). Пункт 49 Правил предполагает, что потребитель вправе возвратить предмет проката досрочно.

В тех случаях, когда на отношения сторон по договору проката распространяется действие Правил исполнитель вправе требовать досрочного расторжения договора по основаниям, установленным пунктом 50 Правил. Исполнитель вправе требовать досрочного возврата предмета проката в случаях, когда потребитель:

пользуется предметом проката не в соответствии с его назначением;
существенно ухудшает состояние предмета проката;
не вносит очередную плату за прокат.

Пункт 50 Правил имеет по сравнению со статьей 590 ГК существенные отличия по вопросу досрочного расторжения договора аренды по требованию исполнителя:

исполнитель вправе требовать досрочного возврата предмета проката в случае невнесения арендатором очередной платы за прокат (по статье 590 ГК договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, если арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату);
отсутствует закрепленное частью третьей статьи 590 ГК условие о том, что арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

Срочный характер в договоре проката может иметь не только пользование имуществом по договору проката, но и передача имущества потребителю. В случае необходимости доставки потребителю предмета проката срок доставки указывается дополнительно в документе, подтверждающем заказ (пункт 20 Правил).

Параграф 2 главы 34 ГК не устанавливает особых требований к качеству имущества, передаваемого по договору проката. В связи с этим на основании статьи 596 ГК оно должно отвечать требованиям, содержащимся в общих положениях о договоре аренды.

Применительно к договорам проката одежды и постельного белья пункт 40 Правил устанавливает требование о том, что указанное имущество должно выдаваться потребителю в чистом виде. Исполнитель обязан предварительно произвести его химическую чистку (стирку).

Статья 599 ГК определяет особый порядок передачи имущества потребителю по договору проката и проверки его потребительских качеств. Норма аналогичного содержания закреплена в пункте 43 Правил.

Надлежащее исполнение арендодателем обязанности, связанной с передачей предмета договора проката, включает совершение в совокупности двух действий:

проверка исправности предмета проката, производимая в присутствии потребителя;
ознакомление потребителя с правилами эксплуатации имущества. Осуществление данного действия подтверждается росписью потребителя или выдачей текста правил потребителю. Кроме ознакомления потребителя с правилами эксплуатации предмета проката Правила предусматривают аналогичный порядок ознакомления потребителя и с правилами содержания данного имущества.

Доставка предмета проката потребителю и обратно производится потребителем, если иное не определено в документе, подтверждающем заказ (пункт 46 Правил).

Правила определяют не только порядок предоставления имущества потребителю по договору проката, но и порядок возврата данного имущества исполнителю. Предмет проката возвращается потребителем в том состоянии, в котором он его получил, с учетом естественного износа. О возврате предмета проката делается отметка в документе, подтверждающем заказ (пункт 53 Правил).

При возврате в присутствии потребителя производится проверка исправности возвращаемого предмета проката. В случае нарушения пломбы предмета проката исполнитель вправе назначить проведение экспертизы для проверки качества предмета проката за счет потребителя (пункты 53, 57 Правил).

Пункты 54 - 56 Правил устанавливают порядок определения размера убытков и размера неустойки, подлежащих уплате потребителем в случае нарушения им обязательства по возврату арендуемого имущества.

Согласно пункту 54 Правил если по окончании срока оказания бытовой услуги по прокату потребитель отказывается возвратить предмет проката и не сообщает о причинах невозврата исполнителю, с потребителя взыскивается:

стоимость предмета проката по цене, существующей на момент взыскания на аналогичные товары в розничной торговле, с учетом установленного исполнителем износа предмета проката;
плата за прокат за просроченное время пользования предметом проката по цене, существующей на момент взыскания;
неустойка в размере 50 процентов оценочной стоимости предмета проката.

Из содержания пункта 54 Правил следует, что неустойка за указанное в нем нарушение обязательства в размере 50 процентов оценочной стоимости предмета проката уплачивается наряду с возмещением убытков, определяемых по сумме стоимости предмета проката с учетом его износа и платы за прокат.

Пункт 1 статьи 365 ГК предусматривает возможность установления законодательством или договором случаев, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка). С другой стороны, статья 314 ГК предусматривает право суда уменьшить размер подлежащей уплате неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В случае утраты предмета проката либо приведения его в полную непригодность потребитель несет ответственность как за невозврат его. В случае частичной утраты (повреждения) предмета проката потребитель должен доукомплектовать (восстановить) предмет проката. Если доукомплектование (восстановление) предмета проката невозможно, потребитель несет ответственность за частичную утрату (повреждение) предмета проката как за невозврат его (пункты 55, 56 Правил).

На основании статьи 583 ГК арендатор при обнаружении недостатков, полностью или частично препятствующих пользованию сданным в аренду имуществом, обязан известить об этом арендодателя, после чего вправе по своему выбору не только потребовать от арендодателя безвозмездного устранения недостатков имущества, но и самостоятельно устранить данные недостатки и потребовать от арендодателя возмещения своих расходов или непосредственно удержать данные расходы из арендной платы.

Из содержания статьи 600 ГК и других статей параграфа 2 главы 34 ГК следует, что потребитель по договору проката не вправе самостоятельно производить устранение недостатков арендуемого имущества. Последствием обнаружения в имуществе, арендуемом по договору проката, недостатков, может быть:

безвозмездное устранение недостатков имущества, которое может быть произведено на месте (без возврата имущества арендодателю), либо замена имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии.

Право выбора при исполнении данного альтернативного обязательства принадлежит исполнителю. Указанные действия должны быть выполнены исполнителем в десятидневный срок со дня заявления потребителя о недостатках, если более короткий срок не установлен договором проката.

Частью первой пункта 48 Правил предусмотрено, что при обнаружении не оговоренных исполнителем недостатков предмета проката потребитель обязан незамедлительно проинформировать об этом исполнителя. Исполнитель обязан в течение десяти дней со дня обращения потребителя, если более короткий срок не установлен исполнителем, безвозмездно устранить недостатки либо заменить предмет проката на аналогичный без недостатков. Доставка предмета проката для ремонта или замены и возврат его потребителю производится за счет исполнителя.

Пункт 1 статьи 601 ГК содержит порядок определения арендной платы по договору проката, отличный от установленного общими положениями о договоре аренды.

Во-первых, в отличие от пункта 1 статьи 585 ГК, согласно которому условие о размере арендной платы не является существенным условием договора аренды, пункт 1 статьи 601 ГК предусматривает необходимость определения в договоре аренды условия о размере арендной платы. Необходимость определения в договоре проката с участием потребителя цены оказываемой бытовой услуги предусматривает также пункт 11 Правил.

Во-вторых, пункт 2 статьи 585 ГК предусматривает различные способы определения в договоре условия о размере арендной платы: в твердой сумме платежей; в виде доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов; в виде предоставления арендатором определенных услуг и другие условия.

Договор проката должен предусматривать арендную плату в виде определенных в твердой сумме платежей.

Внесение данных платежей согласно пункту 1 статьи 601 ГК может осуществляться как периодически, так и единовременно. При этом сроки осуществления периодических платежей, возможность единовременной оплаты до передачи имущества потребителю или после истечения срока пользования арендуемым имуществом ГК не определены.

Следовательно, условия внесения арендной платы могут определяться сторонами в договоре.

Правила ограничивают возможность определения сторонами договора проката порядка внесения арендной платы.

На основании пунктов 44, 45 Правил плата за прокат вносится потребителем при оформлении заказа за весь период проката. За прокат предметов, выдаваемых на срок более месяца, по желанию потребителя плата может вноситься помесячно: за первый месяц - при оформлении заказа, а за последующие месяцы - не позднее 5 календарных дней со дня наступления очередного срока платежа. Исполнитель вправе предоставлять скидки с установленных цен проката на отдельные предметы проката. Размеры и периоды действия скидок, перечень предметов проката, на которые установлены скидки, размещаются исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте.

В соответствии с частью третьей пункта 48 Правил плата за прокат не взимается за период, в течение которого потребитель не мог пользоваться предметом проката вследствие обнаружения в нем не оговоренных исполнителем недостатков, а если потребитель уже внес плату за прокат, он вправе в таком случае потребовать от исполнителя соразмерного уменьшения цены проката или продления срока проката на соответствующее количество дней без доплаты при условии, что недостатки не вызваны нарушением правил эксплуатации и содержания предмета проката.

Правила предусматривают, что при продлении срока проката или несвоевременном возврате предмета проката за продленное или просроченное время взимается плата по цене, существующей на момент продления срока проката или возврата предмета проката (пункт 51).

Пунктом 52 Правил установлена неустойка за следующие нарушения обязательств по договору проката:

несвоевременный возврат предмета проката;
невнесение в срок очередной платы за прокат.

Данные нарушения влекут возникновение у потребителя обязанности уплатить неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента от платы за прокат за просроченное время. Указанная неустойка уплачивается в дополнение к плате за прокат.

В соответствии с частью второй пункта 52 Правил неустойка не взимается за период, когда исполнитель не работал, а также в случаях, когда потребитель документально подтвердит невозможность возврата предмета проката или внесения очередной платы за прокат по уважительной причине. В иных случаях вопрос об освобождении потребителя от уплаты неустойки решает исполнитель.

Статьей 372 (пункты 1 и 2) ГК сформулированы общие правила о том, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность (в том числе и в виде уплаты неустойки) при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законодательством или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Часть вторая пункта 52 Правил не только уточняет применение норм статьи 372 ГК применительно к особенностям отношений по договору проката с участием потребителей, но и в определенной мере ограничивает правило об ответственности потребителя только за виновное нарушение обязательства.

Часть первая пункта 47 Правил предусматривает, что потребитель обязан пользоваться предметом проката в соответствии с правилами эксплуатации и содержания предмета проката.

Правила (часть вторая пункта 47) предусматривают запрет потребителю самостоятельно производить ремонт предмета проката.

На основании пункта 2 статьи 586 ГК потребитель если иное не установлено законодательством, вправе сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив при условии получения на это согласия арендодателя.

Сдача в субаренду имущества, предоставленного потребителю (независимо от того, является арендатором физическое или юридическое лицо) по договору проката, передача им своих прав и обязанностей по договору проката другому лицу, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в хозяйственные товарищества и общества или паевого взноса в производственные кооперативы на основании пункта 2 статьи 602 ГК не допускаются.


Информация о применении понижающего коэффициента к базовым ставкам арендной платы

Согласно статье 585 Гражданского кодекса Республики Беларусь арендатор обязан вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок определения размеров арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, находящихся в государственной собственности, также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150).

Еще раз отметим, что Указ № 150 распространяется на имущество, находящееся в:

 - государственной собственности (республиканской и коммунальной), в том числе при передаче в субаренду;

- собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, в том числе при передаче в субаренду.

Арендная плата уплачивается в белорусских рублях исходя из размера базовой арендной величины, установленной на день оплаты (п. 3 Положения  о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей (далее – Положение)). Ставка арендной платы определяется путем умножения базовой ставки на коэффициенты, предусмотренные Положением, а базовая ставка выражена в базовой арендной величине, соответственно изменение последней повлечет изменение базовой ставки.

Справочно: В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа № 150 базовая арендная величина с 1 апреля 2012 г. составляет 54000 рублей. В дальнейшем размер базовой арендной величины ежегодно устанавливается Советом Министров Республики Беларусь с учетом изменения индекса потребительских цен за предыдущий год по отношению к предшествующему и применяется с 1 апреля года, в котором он установлен.

При расчете ставки арендной платы к базовой ставке применяются коэффициенты. Так, коэффициент в размере:

- от 0,6 до 1 включительно устанавливается облисполкомом или Минским горисполкомом в зависимости от местонахождения зданий, сооружений;

- от 0,5 до 3 включительно устанавливается арендодателем в зависимости от спроса на недвижимое имущество, его технического состояния и коммерческой выгоды от сдачи в аренду и (или) от использования арендуемого имущества по согласованию с государственными органами и иными организациями, согласующими сдачу в аренду недвижимого имущества (за исключением Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь), если такое согласование предусмотрено законодательством.

- согласно приложению 2 к Положению для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества (п. 8 Положения).

В приложении 2 к указанному Положению установлены понижающие и повышающие коэффициенты. Обратим внимание на условия применения следующих понижающих коэффициентов:

а) 0,1 - за площади, арендуемые индивидуальными предпринимателями и организациями при числе работающих инвалидов на арендуемых площадях 50 процентов и более от среднесписочной численности работающих на арендуемых площадях;

б) 0,3 - за площади, не используемые в течение последних двух лет по согласованию с государственными органами и иными организациями, согласующими сдачу в аренду недвижимого имущества (за исключением Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь), если согласование сдачи в аренду недвижимого имущества предусмотрено законодательством;

в) 0,4 - за площади, арендуемые:

юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для оказания:

услуг парикмахерских;
услуг прачечных;
услуг по химической чистке и крашению;
услуг по ремонту и пошиву обуви;
фотоуслуг;
услуг по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи;
услуг по ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий;
услуг проката, за исключением проката аудио- и видеокассет, компакт-дисков, свадебной и вечерней одежды и аксессуаров к ней, транспортных средств и принадлежностей к ним;
услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов;
услуг по ремонту кожгалантереи и зонтов;

юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения, а также вне административных границ населенных пунктов для осуществления деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

Понижающий коэффициент 0,4, установленный для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяется в отношении всех площадей, арендуемых ими в период фактического осуществления соответствующей деятельности, при условии, что эти юридические лица и индивидуальные предприниматели не занимаются иными видами деятельности.

Если юридические лица и индивидуальные предприниматели наряду с указанной деятельностью, занимаются и другими видами деятельности, понижающий коэффициент 0,4 применяется в отношении площадей, используемых непосредственно для осуществления соответствующего вида деятельности.

Справочно: В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению» к оказанию услуг относится также техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.

Учитывая изложенное, при расчете арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей необходимо применять понижающий коэффициент 0,4  - за площади, арендуемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах районного подчинения, а также вне административных границ населенных пунктов для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования.

г) 0,5 - за площади:

требующие капитального ремонта (реконструкции), - на нормативный срок проведения капитального ремонта (реконструкции) при условии осуществления такого ремонта арендатором за счет собственных средств;

арендуемые центрами поддержки предпринимательства, инкубаторами малого предпринимательства, а также сдаваемые этими организациями в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в Положением предусмотрена возможность установления дополнительных понижающих или повышающих коэффициентов (по решению Президента Республики Беларусь по предложениям Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомов и Минского горисполкома) (п. 9 Положения).

Ознакомиться с Указом № 150 можно на сайте Министерства торговли Республики Беларусь на странице бытовое обслуживание в разделе нормативно-правовые акты.


Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 марта 2008 г. № 53 утверждена Инструкция о порядке организации нормирования труда (далее – Инструкция), которая определяет порядок организации нормирования труда, разработки межотраслевых, отраслевых и местных научно обоснованных норм труда, их замены, пересмотра и утверждения.

Инструкция применяется в организациях независимо от форм собственности и подчиненности.

Согласно данной Инструкции нормирование труда работников проводится с применением следующих видов норм труда: норм времени, выработки, численности, обслуживания, а также нормированных заданий.

Существуют межотраслевые, отраслевые и местные нормы труда.

Межотраслевые нормы труда имеют унифицированный характер и разрабатываются с учетом обобщенных организационно-технических условий в организациях различных отраслей.

Отраслевые нормы труда разрабатываются на работы, специфичные для конкретной отрасли.

Местные нормы труда разрабатываются непосредственно в самих организациях и на те виды работ, которые являются для организации специфичными и на них отсутствуют отраслевые и межотраслевые нормы.

Норма времени является наиболее распространенной формой выражения нормированных затрат труда. Норма времени определяет необходимые затраты времени одного работника или группы работников соответствующей квалификации на выполнение единицы работы в конкретных организационно – технических условиях.

Министерством торговли Республики Беларусь утверждены типовые и комплексные нормы времени на отдельные виды работ в области оказания бытовых услуг населению исогласованы с Республиканским комитетом профсоюза работников местной промышленности и коммунально- бытовых предприятий.

Разработка новых норм и нормативов по труду, а также совершенствование действующих осуществляется в рамках соответствующих программ, которые формируются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.  В настоящее время в республике действует Программа по разработке новых и совершенствованию действующих норм и нормативов для нормирования труда на 2008 – 2012 годы. 

Данные нормы времени носят рекомендательный характер.

При введении в организациях более совершенных, чем это предусмотрено в типовых нормах, организации производства, труда, технологии выполнения работы и т.п., повышающих производительность труда рабочих, следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные нормы времени, соответствующие более высокой производительности труда.

Перечень типовых норм времени, разработанных в рамках отраслевых программ, включен в Республиканский банк норм и нормативов по труду НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

По вопросам приобретения сборников с типовыми нормами времени на оказание бытовых услуг населению можно обратиться по адресу: 220004, г. Минск, пр. Победителей, 23, корп. 2, НИИ труда, РЦНТ. Телефон для справок (017) 226 78 46.


О проведении экспертизы качества оказания услуг парикмахерских

В связи с поступающими запросами граждан и субъектов хозяйствования по вопросу проведения в досудебном порядке экспертизы качества услуг парикмахерских Министерство торговли информирует.

По информации Министерства юстиции Республики Беларусь лица, обладающие лицензиями на право осуществления судебно-экспертной деятельности по виду экспертизы качества услуг парикмахерских, а также субъекты хозяйствования, проводящие экспертизу качества таких услуг в досудебном порядке, на сегодняшний день в республике отсутствуют. 

Ввиду отсутствия в настоящее время в республике экспертов (экспертных организаций), уполномоченных на проведение экспертизы качества услуг парикмахерских в досудебном порядке, а также возможности получения субъектами лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности по виду экспертизы качества услуг парикмахерских, в регионах определены субъекты хозяйствования, оказывающие услуги парикмахерских, которые вправе проводить в досудебном порядке экспертизу качества оказания услуг парикмахерских

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей экспертиза результата оказанной услуги (в том числе и экспертиза качества оказания услуг парикмахерских) проводится за счет исполнителя, который оказал услугу потребителю.

ЭКСПЕРТИЗА УСЛУГ ПАРИКМАХЕРСКИХ

Согласно части третьей пункта 6 статьи 31 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» при возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин исполнитель должен провести экспертизу результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги) за свой счет. 

О месте и времени проведения экспертизы исполнитель должен известить в письменной форме потребителя. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично.

Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы.

Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке.

Порядок проведения экспертизы результатов выполненных работ (оказанных услуг).

Порядок проведения экспертизы регулируется Положением о порядке проведения экспертизы товаров результатов выполненных работ (оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 № 26 (далее – Положение). Действие данного Положения не распространяется на отношения по проведению судебных экспертиз.

В силу предписаний пункта 4 Положения экспертизу вправе проводить:

аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры); государственные судебно-экспертные учреждения и лица, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги -судебно-экспертная деятельность; торгово-промышленные палаты - по вопросам качества товаров; общественные объединения потребителей.

В соответствии с пунктом 5 Положения при отказе экспертной организации от проведения экспертизы в случаях и порядке, предусмотренных частью первой пункта 6 Положения, экспертизу вправе провести: исполнители, за исключением исполнителей, выполнивших работы (оказавших услуги), подлежащие экспертизе.

По информации Министерства юстиции Республики Беларусь лица, обладающие лицензиями на право осуществления судебно-экспертной деятельности по виду экспертизы качества услуг парикмахерских, а также субъекты хозяйствования, проводящие экспертизу качества таких услуг в досудебном порядке, на сегодняшний день в республике отсутствуют. 

Таким образом, ввиду отсутствия в настоящее время в республике экспертов (экспертных организаций), уполномоченных на проведение экспертизы качества услуг парикмахерских в досудебном порядке, а также возможности получения субъектами лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности по виду экспертизы качества услуг парикмахерских, в регионах определены субъекты хозяйствования, оказывающие услуги парикмахерских, которые могут проводить в досудебном порядке экспертизу качества оказания услуг парикмахерских. Специалисты, которые могут проводить экспертизы качества услуг парикмахерских, должны  иметь не ниже шестого разряда (парикмахер-модельер) и стаж работы по специальности не менее одного года.

Субъекты хозяйствования, имеющие право проводить в досудебном порядке экспертизы качества оказания услуг парикмахерских


Наименование субъекта хозяйствования

Адрес

Телефон

Брестская  область

УО «Частные курсы повышения квалификации парикмахеров, мастеров по маникюру, педикюру и декоративной косметике» 

г. Брест, ул. Кирова, д. 50

8 (0162)  21 87 07
8 (0162) 21 85 35

Витебская область

ОАО «Мир услуг Плюс»

г. Витебск, ул. Димитрова, д. 40а

8 (0212) 36 54 73

ОАО «Полоцкбыт»

г. Полоцк, ул. Октябрьская, д. 54

8 (02144) 2 83 20

ЧУП «Салон на Успенской»

г. Витебск, ул. Крылова, д. 2

8 (0212) 36 29 29

Гомельская область

Салон-парикмахерская «Нео -студия»

г. Гомель, ул. Жукова, д. 2

8 (0232) 47 01 25

Салон-  парикмахерская  «Vizavi»

г. Гомель,  ул. Кирова, д. 55 

8 (0232) 71 29 96

Салон-парикмахерская «Янина»

г. Мозырь,ул. Нежнова, д. 13

8 (0236) 37 75 80
8 (0236) 37 95 65

Салон – парикмахерская «Ромашка»

г. Мозырь. Пл. Ленина, д. 10

8 (0236) 32 29 37

Салон – парикмахерская «Яна»

г. Гомель, ул. Советская, д. 134Б

8 (0232) 60 67 22

Гродненская область

ЧУП «Салоник»

г. Гродно, ул. Горького, д. 52

8 (0152) 74 05 30

ЧУП «Агенда-Стаил»

г. Гродно, ул. Лиможа, д. 3

8 (0152) 76 82 46

ЧУП «Елена Великолепная»

г. Гродно, Индурское шоссе, д. 8

8 (0152) 56 61 33

ЧУП «Салон-парикмахерская «Рената»

г. Гродно, пр. Я. Купалы, д. 88а

8 (0152) 51 39 65

ЧУП «Атмосфера красоты»

г. Гродно, ул. Победы, д. 34-5

8 (0152) 56 15 42

ПК «Салон –парикмахерская» «Ландыш»

г. Гродно, ул. Ожешко, д. 14

8 (0152) 72 10 61

ЧУП по ОУ «Имидж-студия Лилии Максимчик»

г. Гродно, ул. Социалистическая, д. 17

8 (0152) 72 14 16

ЧУП «Мастер класс Федорова  Алена»

г. Гродно, ул. К. Маркса, д. 15

8 (0152) 72 01 55

ЧУП «Стиль ЭГО»

г. Гродно, пл. Тызенгауза, д. 4б

8 (0152) 72 31 46

ЧУП по оказанию услуг «АртемидаЛюкс»

г. Волковыск, Горбатова, д. 11

8 (029) 646 27 29
8 (033) 311 14 23

ЧТУП «Империя шарма»

г. Сморгонь, ул. Юбилейная, 13-19

8 (01592) 2 16 81

ИП Семененя Инна Ивановна

г. Сморгонь, ул. Юбилейная, 30-53

8 (01592) 5 46 65
8 (029) 606 63 40

ЧУП «ВиЛера»

г. Слоним, ул. Первомайская, д. 10 

8 (01562) 2 13 02
8 (029) 624 86 57

ИП Белая Раиса Николаевна

г. Дятлово, ул. Советская, д. 3   

8 (01563) 2 11 67

ИП Кумпицкая Жанна Геннадьевна

г. Ошмяны, ул. Советская, д. 75 

8 (01593) 4 60 55
8 (029) 636 31 30

ИП Терлецкая Ирина Вацлавовна

г. Свислочь, ул. Калиновского, д. 7

8 (029) 787 67 42

ГУ «Гродненский государственный профессиональ-технический колледж бытового обслуживания населения»

г. Гродно, ул. Сухомбаева, д. 3

8 (0152) 43 66 41

г. Минск

ООО «У Юлии»

г. Минск, ул. Красная, д. 22

8 (017) 284 60 99
8 (029) 684 60 99

ООО «Мергель»

г. Минск, ул. Маяковского, д. 154

8 (017) 297 36 57

ЧУП «Арт-студия «Ле ПаМ»

г. Минск, Партизанкий пр., д. 107-21

8 (017) 243 75 10

ОАО «Восход»

г. Минск, ул. Маяковского, д. 24 
ул. Кальварийская, д. 5 

8 (017) 223 74 93 
8 (017) 200 13 21

ОДО «Христиане»

г. Минск, ул. Кальварийская, д. 44-1

8 (017) 204 09 47

Минская область

Слуцкое районное коммунальное унитарное предприятие «Сельчанка» 

г. Слуцк,  ул. Ленина,   д. 183

8 (01795) 5 29 68   
8 (01795) 5 83 16

ИП Бычко Г. И.  

г. Столбцы, пер. Тритыцкого, д. 22

8 (0117) 5 43 89

ЧУП по оказанию услуг «Студия Н», студия прически «Натальи Наконечной»

г. Молодечно, ул. Громадовская, д. 9

8 (029) 667 40 95

Парикмахерская «Mis» ОАО «Борисовский мясокомбинат»

г. Борисов, ул. М. Горького, д. 107

8 (01777) 5 80 44

Могилевская область

ОАО «Осиповичский  КБО»

г. Осиповичи, ул. Сумченко,   д. 29

8 (0223) 52 40 04
8 0223) 52 24 58

ГУО  «Областной учебный комбинат бытового обслуживания»

г. Могилев, ул. Орловского,  д. 44

8 (0222) 27 82 34   
8 (0222) 28 11 05


О формах бланков при оказании бытовых услуг

Учитывая требования Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4, для субъектов хозяйствования, оказывающих бытовые услуги населению, отменена обязанность оформления договора на бланке строгой отчетности. В целях методической помощи вышеуказанным субъектам хозяйствования,  Минторгом разработаны рекомендуемые формы бланков, в том числе бланк заказа на услуги СТО (приказ от 17 февраля 2012 г. № 19 «О примерных формах бланков»). Формы бланков размещены в разделе: Главная/ Бытовое обслуживание населения/ Нормативные правовые акты/ Ненормативные правовые акты Министерства торговли Республики Беларусь.

Примерные формы бланков могут быть применимы в деятельности субъектов, оказывающих бытовые услуги населению, и корректироваться в зависимости от специфики предоставляемых видов услуг. Заполнять бланки можно в электронном виде – с использованием персонального компьютера, ноутбука и т.п.

Данные бланки будут полезны и индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам, а особенно необходимы субъектам хозяйствования, только начинающим свою работу в сфере бытовых услуг.

Последнее обновление ( Вторник, 06 Май 2014 )
 
< Пред.   След. >
 
 
Понедельник, 23 Январь 2017