Флаг и герб РБ Министерство торговли
  • Russian
  • English
Главная arrow Бытовое обслуживание населения arrow Справочная информация arrow Вопрос-ответ
 
 
Новости
Обсуждаем проекты
Деноминация
Нормативные правовые акты
Ценовое регулирование
Розничная и оптовая торговля
Общественное питание
Бытовое обслуживание населения
Торговая инспекция
Региональное сотрудничество
Лицензирование экспорта и импорта
Рекламная деятельность
Защита прав потребителей
Статистика и аналитические материалы
Финансовая деятельность
Торговый реестр
Реестр бытовых услуг
Административные процедуры
Регулирование закупок
Выставочно-ярмарочная деятельность
Комиссия по противодействию коррупции
Основы безопасности
Поиск
Карта сайта
Контактная информация
Спортивная жизнь
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
Государственный реестр субъектов естественных монополий
Авторизация





Забыли пароль?
На сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
rss
Лента новостей
Вопрос-ответ Версия для печати

ВОПРОС: Индивидуальный предприниматель занимается прокатом свадебных и вечерних платьев и изготовлением наряда под заказ. Является ли данный вид деятельности лицензируемым? Какие документы необходимо оформить при предоставлении платья на прокат?

ОТВЕТ: В соответствии с Обшегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению» прокат свадебных и вечерних нарядов относится к услугам организаций по прокату, код 019427 «Прокат свадебной и вечерней одежды, обуви и предметов свадебной атрибутики».

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», такой вид деятельности, как оказание услуг по организации проката, лицензированию не подлежит.

В соответствии с пунктом 40 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590, одежда, белье в качестве предмета проката должны выдаваться потребителю в чистом виде. Исполнитель обязан предварительно произвести их химчистку (стирку).

При оформлении заказа на оказание бытовой услуги по прокату исполнитель оформляет документ, подтверждающий заказ, в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, а другой остается у исполнителя, либо в одном экземпляре с выдачей потребителю корешка документа, подтверждающего заказ.

ВОПРОС: Видом деятельности субъекта предпринимательской деятельности (ИП) является прокат легковых автомобилей (без услуги водителя). Является ли эта услуга бытовой?

ОТВЕТ: В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению» в бытовые услуги включены услуги по прокату транспортных средств, в том числе легковых автомобилей.

ВОПРОС: Какие документы необходимо предъявить потребителю для заключения договора аренды транспортного средства?

ОТВЕТ: При оформлении заказа на оказание бытовой услуги по прокату в соответствии с пунктом 38 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590, исполнитель вправе потребовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность.

Документами, удостоверяющими личность, являются: паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца; иные документы - в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, для удостоверения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, а также для подтверждения их специального статуса (прав и обязанностей) (подпункт 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»).

Договор проката может заключаться при предъявлении:
потребителем в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - свидетельства о рождении, (если документ, удостоверяющий личность потребителя, не выдан);
свидетельства о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность);
военнослужащим - удостоверения личности.

Кроме документа, удостоверяющего личность, потребитель обязан по требованию исполнителя данной бытовой услуги предъявить справку о заработке, стипендии или иных доходах, а потребитель в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, удостоверенное администрацией по месту их работы (учебы) либо нотариально удостоверенное.

В соответствии с пунктом 60 Правил бытового обслуживания потребителей механическое транспортное средство, на управление которым требуется подтверждение права управления, предоставляется потребителю в качестве предмета договора аренды только при наличии у потребителя водительского удостоверения и талона к нему.

ВОПРОС: Платье после проката не подлежит восстановлению. Какую ответственность несет потребитель за возврат поврежденного предмета проката?

ОТВЕТ: В соответствии с Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590, предмет проката возвращается потребителем в том состоянии, в котором он его получил, с учетом естественного износа.
Проверка исправности возвращаемого предмета проката производится в присутствии потребителя. О возврате предмета проката делается отметка в документе, подтверждающем заказ.

Если по окончании срока оказания бытовой услуги по прокату потребитель отказывается возвратить предмет проката и не сообщает о причинах невозврата исполнителю, с потребителя взыскивается:

стоимость предмета проката по цене, существующей на момент взыскания на аналогичные товары в розничной торговле, с учетом установленного исполнителем износа предмета проката;
плата за прокат за просроченное время пользования предметом проката по цене, существующей на момент взыскания;
неустойка в размере 50 процентов оценочной стоимости предмета проката.
В случае полной утраты предмета проката, либо приведения его в полную непригодность потребитель несет ответственность как за невозврат его.

ВОПРОС: В декабре 2012 года в порядок использования кассового оборудования и приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек внесены изменения и дополнения. В чем их суть для организаций бытового обслуживания населения и когда они вступают в силу?

ОТВЕТ: С 16 июня 2013 года вступают в силу следующие изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования», касающиеся организаций бытового обслуживания:

для объектов бытового обслуживания населения в два раза снижается размер выручки за предыдущий календарный год, при котором у субъекта хозяйствования возникает обязанность устанавливать платежные терминалы для регистрации операций с использованием банковских платежных карточек – с 7500 до 3750 базовых величин;
сокращается перечень случаев, когда субъекты предпринимательской деятельности могут принимать наличные денежные средства без использования кассового оборудования. Из перечня исключено оказание бытовых услуг в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену, не расположенных в сельских населенных пунктах. Право оказывать бытовые услуги без применения кассового оборудования сохранено только в отношении объектов, расположенных в сельских населенных пунктах.

ВОПРОС: Какие объекты бытового обслуживания подлежат оснащению платежными терминалами?

ОТВЕТ: В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11.12.2012 № 1139/16 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» платежные терминалы будут устанавливаться во всех вновь открываемых и расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске объектах бытового обслуживания. Исключение составляют объекты бытового обслуживания, расположенные в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену. Если объекты бытового обслуживания, расположенные в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске, уже действуют, терминалы в них должны устанавливаться при превышении порога выручки за прошлый год (3750 базовых величин).

ВОПРОС: В парикмахерской в смену работают три человека. Наличные денежные средства принимаются без кассового суммирующего аппарата непосредственно в парикмахерской. Можно ли оформлять прием наличных приходным кассовым ордером по окончании рабочего дня (смены) с отражением в ней общей суммы выручки?

ОТВЕТ: Нет это недопустимо. В соответствии с пунктом 32 Положения о порядке использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь       от 06.07.2011 № 924/16, оформляется каждый факт приема денег за оказанную услугу.

Кроме того, в случае обнаружения неисправности кассового оборудования или повреждения средства контроля, установленного на нем, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны прекратить прием наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с его использованием.

При этом кассир обязан оформить окончание работы. При невозможности снятия суточного (сменного) отчета производится запись в книге кассира о неисправности кассового оборудования и сумме денежных средств, принятых с применением этого кассового оборудования за данный рабочий день (смену) до обнаружения его неисправности.

На период ремонта кассового оборудования при невозможности его замены на исправное кассовое оборудование или при временном отсутствии электроэнергии юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют прием наличных денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг с оформлением каждому покупателю (потребителю) квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, утвержденной постановлением Министерства торговли от 23.08.2011 № 34.

Если парикмахерская не расположена в сельском населенном пункте, то с 16 июня 2013 года для учета выручки в ней обязательно должен применяться кассовый суммирующий аппарат.

ВОПРОС: Организация оказывает населению услуги по разработке дизайн-проектов ландшафтов зданий, приусадебных территорий, разрабатывает фитодизайн интерьера. Наличные деньги принимаются в кассу организации, а также на дому у заказчика. В офисе организации работают восемь человек. Можно ли при приеме наличных денег не использовать кассовый суммирующий аппарат?

ОТВЕТ: Применение кассового суммирующего аппарата в офисе организации обязательно. Если оплата принимается на дому у заказчика, можно не использовать кассовый аппарат, а оформлять каждый факт приема наличных квитанцией о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, утвержденной постановлением Министерства торговли от 23.08.2011 № 34. Указанной квитанцией можно пользоваться также на период ремонта кассового оборудования при невозможности его замены на исправное кассовое оборудование или при временном отсутствии электроэнергии.

ВОПРОС: Организация имеет несколько станций технического обслуживания автомобилей. Должны ли эти объекты оснащаться платежными терминалами?

ОТВЕТ: Указанные объекты должны оснащаться платежными терминалами если превышен установленный порог выручки за предыдущий календарный год (за 2012 год – 7500 базовых величин, за 2013 и последующие годы – 3750 базовых величин) либо если это вновь создаваемые объекты (п.9, 10 Положения о порядке использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16).

ВОПРОС: Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по пошиву и ремонту обуви. С целью повышения качества обслуживания и увеличения объема пошива обуви по заказам предприятием осуществляется выпуск небольших серий обуви, которая демонстрируется как образец для индивидуального пошива в приемных пунктах. Если данные образцы обуви полностью удовлетворяют потребностям заказчика, ему предлагается приобрести обувь без оформления заказа и без долгого его ожидания. Требуется ли оформление заказа на реализацию обуви, если он полностью удовлетворяет потребностям заказчика?

ОТВЕТ: Отношения между исполнителями и потребителями при оказании бытовых услуг, в том числе по ремонту, окраски и пошиву обуви, регулируются Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей».

Согласно пункту 9 Правил заказы оформляются исполнителем в приемном пункте. По желанию потребителя и с согласия исполнителя заказ может оформляться на дому у потребителя или в ином месте вне приемного пункта.

В соответствии с пунктом 11 Правил заказ на оказание бытовых услуг, исполняемых в присутствии потребителя или в соответствии с условиями и требованиями, размещенными исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте, и не требующих индивидуального подхода, срочных услуг, услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий, ремонт обуви, мелкий ремонт швейных и трикотажных изделий, ремонт часов, почасовой прокат может исполняться без оформления документа, подтверждающего заказ, путем выдачи потребителю жетона, талона или иного документа (знака), позволяющего идентифицирующего заказ.

Оплата за оказание бытовых услуг с оформлением либо без оформления документа, подтверждающего заказ, должна производиться в приемном пункте или в ином месте, по желанию потребителя и с согласия исполнителя.

При этом исполнитель обязан выдать потребителю кассовый чек, а при отсутствии кассового суммирующего аппарата – квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, информация об изготовлении и реализации которой включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, подтверждающую оплату бытовой услуги.

ВОПРОС: Может ли житель деревни Пружанского района Брестской области получить услугу по химической чистке коврового покрытия?

ОТВЕТ: В каждом районе республики функционирует как минимум одна базовая организация бытового обслуживания, которая в обязательном порядке оказывает жителям села не менее 11 видов бытовых услуг, предусмотренных государственным социальным стандартом. В составе каждой базовой организации имеется от 6 до 20 комплексных приемных пунктов. Что касается агрогородков, то согласно действующему порядку в каждом агрогородке должен быть оборудован комплексный приемный пункт. Исключение составляют агрогородки, расположенные на расстоянии менее 3 км от действующих объектов бытового обслуживания в районных и областных центрах, так же агрогородки, зона обслуживания которых менее 600 человек.

Приемщиками комплексных приемных пунктов осуществляется выездное обслуживание сельских населенных пунктов.
Обратившись в районный комбинат бытового обслуживания, можно получить не менее 11 видов бытовых услуг, в том числе услугу по химической чистке коврового покрытия.

Также данную услугу можно получить в любом районном центре независимо от места жительства потребителя.

ВОПРОС: Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей вне стационарного объекта с выездом в указанное клиентом место, а также техническая помощь на дороге. Просим разъяснить, что такое выездное бытовое обслуживание и какой перечень услуг автосервиса допускается оказывать вне стационарного объекта.

ОТВЕТ: В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению» техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, в том числе техническая помощь на дороге,  включены в подгруппу «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» группы «Бытовые услуги», которые входят в перечень бытовых услуг, регламентируемых Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 (далее - Правила).

Согласно подпункту 3.4.2 пункта 3 СТБ 1528-2005 выездное бытовое обслуживание – это форма бытового обслуживания, при которой предоставление бытовых услуг либо прием заказов на бытовые услуги осуществляется вне места нахождения объекта бытового обслуживания.

В абзаце семнадцатом пункта 2 Правил и подпункте 3.11 пункта 3 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 30, дано определение термину техническая помощь на дороге – это услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, оказание которых возможно вне стационарного объекта (дозаправка топливом, запуск двигателя от внешнего источника, замена предохранителей и лампочек, замена колеса, замена аккумулятора). Указанный перечень услуг является исчерпывающим.

Справочно.
Перечень услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, подлежащих обязательной сертификации установлен постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60 «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь».

Правомерно ли включать стоимость бытовых услуг, оказанных в поселке городского типа, имеющем статус агрогородка, в объем бытовых услуг населению, оказанных в сельских населенных пунктах?

А так же возможно ли включать в объем бытовых услуг населению стоимость изделий собственного производства, изготовленных организациями, оказывающими бытовые услуги населению, без предварительных заказов и реализованных на комплексном приемном пункте, расположенном в поселке городского типа, имеющем статус агрогородка?

В соответствии с действующими Указаниями по заполнению форм государственной статистической отчетности 6-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» и 1-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» объем бытовых услуг населению распределяется на объем услуг, оказанных в городах, поселках городского типа, и объем услуг, оказанных в сельских населенных пунктах, по месту приема заказов.

Поскольку согласно статье 8 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Белаурусь» агрогородки отнесены к категории сельских населенных пунктов, при заполнении формы государственной статистической отчетности 1-ун «Отчет об объеме платных услуг населению» стоимость бытовых услуг населению, прием заказов на которые осуществлялся на территории агрогородка, отражается в объеме бытовых услуг населении, оказанных в сельских населенных пунктах.

Стоимость изделий собственного производства, изготовленных организациями, оказывающими бытовые услуги населению, без предварительных заказов и реализованных непосредственно на комплексных приемных пунктах, расположенных в агрогородках, при условии, что эти же изделия изготавливаются по заказам населения,  так же включается в объем бытовых услуг населению, оказанных в сельских населенных пунктах.

Вопрос: Наше частное предприятие занимается производством мебели. Имеем два помещения: в одном располагается производство мебели, другое используется для размещения административного персонала, консультирования юридических и физических лиц по вопросам, связанным с изготовлением мебели (в помещении размещены стенды с мебельными материалами, фурнитурой и т.д.), а также для приема заявок на изготовление и ремонт мебели, оформление заказов. Является ли наше административное помещение объектом бытового обслуживания?  

Исходя из содержания вопроса, административное помещение используется в качестве приемного пункта (размещение административного персонала, консультирование юридических и физических лиц, прием заявок на изготовление и ремонт мебели, в том числе по индивидуальным заказам, оформление заказов и др.).

Согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 «Услуги населению», изготовление мебели относится к бытовым услугам.

 В соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1528-2005 «Бытовые услуги населению. Термины и определения», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь  от 28 марта 2005 г. № 12 (далее – СТБ 1528-2005), объектом бытового обслуживания является имущественный комплекс, используемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления бытового обслуживания. Объекты бытового обслуживания классифицируются по видам оказываемых услуг.  

На основании подпункта 3.3.7 пункта 3 СТБ 1528-2005, приемный пункт - специально оборудованное исполнителем место для оформления заказов и заявок.

Таким образом, данное помещение будет являться специализированным (объектом бытового обслуживания) и, соответственно, должно использоваться в соответствии с его функциональным назначением.

Вопрос: Что подразумевается под гарантийным ремонтом и гарантийным сроком? Может ли ремонтная организация отказать потребителю в удовлетворении его требования о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара?

Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (далее – Закон) не содержит термина «гарантийный ремонт».

Под гарантийным сроком, в силу абзаца третьего статьи 1 Закона, подразумевается календарный срок, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренные законодательством или договором, в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов по устранению недостатков товара; расторжения договора и возврата уплаченной за некачественный товар денежной суммы.

Исходя из нормативных предписаний Закона, ответственность перед потребителем за качество товара несет изготовитель (продавец, поставщик, представитель, ремонтная организация).

В силу пункта 7 статьи 20 Закона, потребитель вправе предъявить требование о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара в течение гарантийного срока.

В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Закона, если недостатки товара обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы.
Ремонтная организация не вправе отказать потребителю в удовлетворении его требования о незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара (бесплатном ремонте), если данный недостаток является производственным, т.е. отсутствует причинно-следственная связь между действиями потребителя (третьих лиц, либо непреодолимой силы) и возникшим недостатком. Кроме того, обязанность доказывания причины возникновения недостатка в товаре в течение гарантийного срока возлагается на изготовителя (продавца, поставщика, представителя, ремонтную организацию).

За нарушение прав потребителя Законом предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

Вопрос: Каким образом оформляется заказ на оказание бытовых услуг?

Оказание бытовых услуг потребителю регламентируется статьями 683 - 695 Гражданского кодекса (далее - ГК), Правилами бытового обслуживания потребителей, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590 (далее – Правила), иными законодательными актами.

Пунктом 2 Правил определено, что заказ - это договор между потребителем и исполнителем об оказании бытовой услуги.

Заказ оформляется исполнителем в письменной форме путем составления одного документа (далее - документ, подтверждающий заказ), который должен содержать:

наименование (фирменное наименование) и место нахождения исполнителя, а если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то также его фамилию, собственное имя, отчество, место жительства, сведения о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя;

фамилию, собственное имя, отчество, место жительства потребителя;
наименование оказываемой бытовой услуги;
цену оказываемой бытовой услуги;
дату оформления заказа и срок оказания бытовой услуги;
наименование, описание, количество и цену материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги;

цену материала исполнителя, используемого при оказании бытовой  услуги, если цена материала не входит в цену оказываемой бытовой услуги;

процент износа изделия, принимаемого в ремонт, химическую чистку, стирку;

другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемой бытовой услуги;

подписи исполнителя и потребителя.

Документ, подтверждающий заказ, оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается потребителю, а другой остается у исполнителя, либо в одном экземпляре с выдачей потребителю корешка документа, подтверждающего заказ. Заказы оформляются исполнителем в приемном пункте. По желанию потребителя и с согласия исполнителя заказ может оформляться на дому у потребителя или в ином месте вне приемного пункта.

Согласно пункту 11 Правил заказ на оказание бытовых услуг, исполняемых в присутствии потребителя или в соответствии с условиями и требованиями, размещенными исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте, и не требующих индивидуального подхода, срочных услуг, услуг фотоателье, фото - и кинолабораторий, ремонт обуви, мелкий ремонт швейных и трикотажных изделий, ремонт часов, почасовой прокат может исполняться без оформления документа, подтверждающего заказ, путем выдачи потребителю жетона, талона или иного документа (знака), позволяющего идентифицировать заказ.

Исполнитель обязан выдать потребителю кассовый чек, а в определенных законодательством случаях - квитанцию о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов.

Министерством торговли разработаны примерные бланки заказов (приказ Министерства торговли Республики Беларусь №  19 от 17 февраля 2012 г. «О примерных формах бланков»). Ознакомиться с формами бланков можно на официальном сайте Министерства торговли http://www.mintorg.gov.by/  в рубрике Бытовое обслуживание населения /Рекомендуемые  формы (бланки) документов.

Вопрос: Как следует поступать в случае неявки потребителя за получением оказанной бытовой услуги, если потребитель не забирает отремонтированный холодильник в течение трех месяцев из ремонта?

Если исполнитель качественно и в срок оказал бытовую услугу, а потребитель уклоняется от приемки данной услуги в оговоренные в заказе сроки, то исходя из содержания статьи 693 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ‑ ГК), а также пункта 37 Правил в случае неявки потребителя за получением оказанной бытовой услуги или иного уклонения потребителя от ее приемки исполнитель вправе после письменного предупреждения потребителя по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать изделие за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в установленном порядке в депозит нотариуса или суда.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 693 ГК исполнитель может вместо продажи изделия взыскать с потребителя причиненные убытки.

ВОПРОС:
Подлежат ли обязательной сертификации услуги по стрижке волос, по месту нахождения потребителя (на дому)?

ОТВЕТ:
Услуги по стрижке волос относятся к бытовым услугам и включены в «услуги парикмахерских» (коды 019301, 019302 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 015-2003 "Услуги населению", утвержденного постановлением Госстандарта от 9 декабря 2003 г. № 49).

Общие технические требования к качеству и безопасности услуг парикмахерских, а также требования к персоналу и к объектам предоставления услуг установлены в СТБ 1266-2003 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические требования», утвержденном постановлением Госстандарта от 12 июня 2003 г. № 30 (далее – СТБ 1266-2003).

Допускается оказание услуг парикмахерских как в специально оборудованных помещениях (стационарные услуги), так и по месту нахождения потребителя услуг парикмахерских (выездная форма обслуживания). При оказании услуг по месту нахождения потребителя услуг персонал должен иметь при себе набор инструментов и парикмахерского белья (раздел 4 СТБ 1266-2003).

Кроме того, оказание услуг парикмахерских по месту нахождения потребителя услуг должно быть организовано на базе действующих парикмахерских и осуществляться при соблюдении требований санитарных правил (пункт 47 санитарных правил, норм и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских», утвержденных Минздравом от 13.02.2009 № 17).

Услуги парикмахерских бытовые для населения (кроме услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территории сельских населенных пунктов, услуг постижерных, услуг парикмахерских, оказываемых индивидуальными предпринимателями при выездной форме обслуживания по месту нахождения потребителя) подлежат обязательной сертификации (п.п. 47.10 пункта 47 перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, установленному постановлением Госстандарта от 16 декабря 2008 г. № 60) в порядке, установленном ТКП 5.3.05-2009 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации услуг парикмахерских».

Обращаем внимание, что в соответствии с компетенцией республиканских органов государственного управления вопросы сертификации относятся к компетенции Госстандарта. С текстами вышеназванных технических нормативных правовых актов можно ознакомиться на сайте www.tnpa.by.

ВОПРОС Хочу разместить объект автосервиса в гараже на земельном участке, предоставленном для обслуживания жилого дома. Могу ли я как землепользователь земельного участка сделать это без изменения целевого назначения участка?

ОТВЕТ В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2011 г. № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования участков» землепользователи участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, с разрешения соответствующих исполнительных комитетов могут использовать свои дома, нежилые постройки на придомовой территории для осуществления предпринимательской деятельности без изменения целевого назначения земельного участка и реконструкции объектов.

Справочно.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле землепользователь – лицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность на земельных участках, находящихся в частной собственности граждан, негосударственных юридических лиц Республики Беларусь либо в собственности иностранных государств, международных организаций (собственники), пожизненном наследуемом владении (владельцы), постоянном или временном пользовании (пользователи), аренде (арендаторы), субаренде (субарендаторы).

Обязательным является условие о том, что предпринимательская деятельность должна осуществляться одновременно с использованием участка по основному назначению и с соблюдением градостроительного регламента, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.

ВОПРОС Наша фирма занимается продажей автомобилей, оборудования и запасных частей к ним. Также предприятие оказывает услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Часто при реализации, в соответствии с пожеланиями покупателя, возникает необходимость:

1. Дооборудования автомобиля, к которому можно отнести: установку системы звуковоспроизведения, охранной системы, нанесение антикоррозийной обработки, установку газового оборудования, установку шумовиброизоляции и другого дополнительного оборудования, делающего эксплуатацию машины более удобной;

2. Доукомплектования автомобиля аптечкой, огнетушителем, ковриками салона и багажника и др.

Будет ли дооборудование и доукомплектование автомобиля относится к услугам по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля?

ОТВЕТ В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Услуги населению», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 49, установка дополнительного оборудования (сигнализации, радиоаппаратуры, дополнительных фар и т.п.) (код 017613), переоборудование автомобиля для работы на сжатом природном или сжиженном нефтяном или природном газах (код 017603) относятся к бытовым услугам (услугам по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств).

Доукомплектование автомобиля аптечкой, огнетушителем, ковриками салона и багажника к бытовым услугам не относится.

ВОПРОС В случае если сотрудник организации (юридического лица) привозит автомобиль организации для проведения ремонта, платит наличными за оказанную услугу, а потом прилагает чек к авансовому отчету. Кто в данном случае будет заказчиком услуги – юридическое или физическое лицо?

ОТВЕТ В соответствии с пунктом 88 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 г. № 1590 (далее – Правила), оформление заказа на ремонт автомобиля производится исполнителем при предъявлении потребителем заявки и документа, удостоверяющего личность, или свидетельства о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо свидетельства о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь (в случае отсутствия документа, удостоверяющего личность), а также свидетельства о регистрации механического транспортного средства.

Аналогичные документы предоставляются при выдаче транспортного средства (пункт 93 Правил).

При оформлении заказа в соответствии с Правилами не представляется сложным определить заказчика услуги.

ВОПРОС Обязательно ли оснащение автосервиса платежным терминалом?

ОТВЕТ В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11.12.2012 № 1139/16 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» платежные терминалы должны быть установлены во всех вновь открываемых и расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске объектах бытового обслуживания, в том числе в автосервисах. Исключение составляют объекты бытового обслуживания, расположенные в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену.

Если объекты бытового обслуживания (в том числе автосервисы), расположенные в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске, уже действуют, терминалы в них должны устанавливаться при превышении порога выручки за прошлый год (3750 базовых величин).


К СВЕДЕНИЮ ЛИЦ, НАМЕРЕННЫХ ОБУЧАТЬСЯ ПО РАБОЧИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯ

Министерство торговли Республики Беларусь в пределах компетенции осуществляет управление непрерывным профессиональным обучением по профессиям рабочих, создает отраслевые системы по реализации образовательных программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также обеспечивает соответствие содержания обучения по профессиям рабочих требованиям научно-технического и социально-экономического развития отрасли.

Принятый Кодекс Республики Беларусь об образовании определил понятие системы дополнительного образования взрослых, установил общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, аттестации слушателей,  научно-методическому обеспечению.

Отличительной особенностью системы дополнительного образования взрослых в соответствии с Кодексом является включение в нее наряду с учреждениями образования иных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Следовательно, образовательные программы дополнительного образования взрослых могут реализовывать не только учреждения дополнительного образования взрослых, но и иные учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, а также индивидуальные предприниматели.

Иные организации могут реализовывать образовательные программы профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, рабочих (служащих), образовательную программу обучающих курсов.

Индивидуальные предприниматели могут реализовывать образовательную программу обучающих курсов.

Принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих систему дополнительного образования взрослых: «Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих», «Положение об обучающих курсах дополнительного образования взрослых» (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 № 954), «Положение об учреждении дополнительного образования взрослых» (постановление Министерства образования от 28 июля 2011 № 198).

Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих регулирует порядок осуществления непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих.

Обращаем ваше внимание, если раньше непрерывное профессиональное обучение рабочих (служащих) включало профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и курсы целевого назначения, то в соответствии с новым Положением непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих включает в себя реализацию трех образовательных программ дополнительного образования взрослых:

образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих);
образовательной программы переподготовки рабочих  (служащих);
образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

По окончании обучения по вышеперечисленным образовательным программам присваивается (повышается) квалификационный разряд и выдается свидетельство государственного образца.

Положение об обучающих курсах дополнительного образования взрослых устанавливает, что обучающие курсы – это образовательное мероприятие, направленное на удовлетворение познавательных потребностей слушателей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний. В Положении подчеркнуто, что освоение содержания образовательной программы обучающих курсов не направлено на приобретение профессии, переподготовку и повышение квалификации руководящих работников, специалистов, рабочих (служащих).

Учреждения образования, иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, должны выдавать лицам, освоившим содержание образовательной программы обучающих курсов, справку об обучении установленного образца, а не всевозможные ”сертификаты“, ”дипломы“, ”свидетельства“, ”сертификаты европейского специалиста“ собственного образца.

Вместе с тем, в Кодексе установлены перечни и определены требования к учебно-программной документации образовательных программ дополнительного образования взрослых.

Министерством образования Республики Беларусь в мае 2012 г. утверждены новые типовые учебные планы по профессиям и типовые учебные планы переподготовки рабочих (служащих), а также рекомендации «Об общих требованиях к разработке и утверждению учебно-программной документации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (служащих)», которые определяют общие требования к структуре, содержанию и оформлению учебно-программной документации, порядок разработки и утверждения учебных планов, учебно-тематических планов и учебных программ учреждений дополнительного образования взрослых, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (служащих) независимо от формы собственности и подчиненности (далее – организации).

Всем учреждениям и организациям, реализующим образовательные программы дополнительного образования взрослых, необходимо привести в соответствие с вышеназванными рекомендациями документацию по непрерывному профессиональному обучению рабочих (служащих).

Справочно.
Более подробную информацию об организации непрерывного профессионального обучения по профессиям рабочих (служащих) на производстве можно узнать, ознакомившись с методическими рекомендациями, утвержденными в 2012 году Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, согласованными с Федерацией профсоюзов Беларуси, а также посетив курсы повышения квалификации по теме «Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих (служащих)» вучреждении образования «Республиканский институт профессионального образования».

Тел./факс для справок (017) 230-57-44; эл. адрес: vikt_vas@mail.ru.

Последнее обновление ( Пятница, 14 Март 2014 )
 
< Пред.   След. >
 
 
Понедельник, 23 Январь 2017