Флаг и герб РБ Министерство торговли
  • Russian
  • English
Главная
 
 
Новости
Обсуждаем проекты
Деноминация
Нормативные правовые акты
Ценовое регулирование
Розничная и оптовая торговля
Общественное питание
Бытовое обслуживание населения
Торговая инспекция
Региональное сотрудничество
Лицензирование экспорта и импорта
Рекламная деятельность
Защита прав потребителей
Статистика и аналитические материалы
Финансовая деятельность
Торговый реестр
Реестр бытовых услуг
Административные процедуры
Регулирование закупок
Выставочно-ярмарочная деятельность
Комиссия по противодействию коррупции
Основы безопасности
Поиск
Карта сайта
Контактная информация
Спортивная жизнь
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение
Государственный реестр субъектов естественных монополий
Авторизация





Забыли пароль?
На сайте
Сейчас на сайте:
Гостей - 11
rss
Лента новостей
Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания» Вопросы - ответы Версия для печати

Закон Республики Беларусь от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 15 января 2014 г. N 2/2126

 

ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»: ОТВЕЧАЕМ НА ВАШИ ВОПРОСЫ

Ирина Наркевич: «В цену договора поставки продовольственных товаров запрещено включать оплату за оказание любых услуг, не связанных с поставкой»

В Министерстве торговли Республики Беларусь ответили на вопросы владельцев магазинов, сетей, поставщиков (изготовителей) товаров.
Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» вступил в силу 22 июля. В новом Законе появились разделы, направленные на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания. Некоторые принципиально новые нормы не вполне понятны субъектам торговли и требуют дополнительных разъяснений.
Заместитель Министра торговли Ирина Наркевич рассказала, с какими запросами, касающимися нового Закона, чаще всего обращаются в министерство и дала пояснения по ним.

Возврат поставщику нереализованных просроченных продуктов – только с его согласия

«Ряд статей нового Закона вводит ограничения для крупных игроков на рынке розничной торговли и общественного питания (имеются в виду объекты свыше 3000 м2), а также торговых сетей (два и более объекта)», – сообщила Ирина Наркевич.

И пояснила, что теперь Закон запрещает владельцам крупных магазинов и торговых сетей понуждать поставщика забирать обратно «просрочку» – продукты, которые магазины не смогли продать до истечения срока годности, а также включать подобные требования в договоры поставки.

«Возможен ли в настоящее время возврат поставщику продовольственных товаров с истекшим сроком годности, а также по другим причинам?», – спрашивают министерство торговли. И интересуются, как следует поступать с продуктами, которые возвращались предприятиям-производителям (поставщикам) до вступления в силу Закона.

«Пунктом 3 статьи 26 Закона устанавливается запрет на понуждение поставщика продовольственных товаров к заключению договоров по приобретению продовольственных товаров, срок годности которых истек. Однако добровольное заключение таких договоров не будет являться нарушением запрета, установленного этой нормой», – ответила Ирина Наркевич.

Заместитель Министра также обратила внимание, что пункт 3 статьи 26 Закона запрещает возврат поставщику продуктов, не проданных магазинами по истечении определенного срока, когда оговоренный для этого в договоре поставки срок истек.

«Согласно пункту 2 статьи 34 Закона в договорах, заключенных до вступления в силу Закона, нет необходимости исключать положение о возврате товара с истекшим сроком годности», – дала Ирина Наркевич разъяснения по второму вопросу.

Включать в договор поставки продовольственных товаров дополнительные услуги нельзя

Нововведения призваны регулировать отношения между владельцами сетей и поставщиками продовольственных товаров. Что и происходит, в частности, благодаря «очистке» договоров поставки от дополнительных условий.

«Чтобы не было давления со стороны розничных сетей на поставщика, особенно производящего продукцию (фермера, изготовителя), вводится ряд запретов и ограничений, применяемых при заключении договоров поставки продовольственных товаров», – рассказала Ирина Наркевич.

Если раньше владелец крупного магазина или торговой сети мог (и активно этим пользовался) включать в договор поставки плату за разгрузку транспорта, приемку товаров, подготовку товаров к продаже, фасовку, выкладку в торговом зале и т.п., то теперь на это в Законе содержится прямой запрет.

Запрещено также включать в договор поставки услуги, связанные с продвижением товара, например, рекламы, маркетинга.

В этой связи у субъектов торговли, изготовителей и поставщиков стали возникать вопросы о торговых премиях, например, за поставку большой партии товаров: «Допускается ли включение в договоры поставки продовольственных товаров бонус-премии за увеличение объема продаж (объем поставок), поддержание широкого ассортимента товара поставщика и торгового запаса для бесперебойной торговли, а также эффективное представление товара поставщика, рекомендации и консультации конечных покупателей о видах, качестве и применении товара поставщика?».

Ирина Наркевич пояснила, что бонусы, рекламу товара и другие подобные услуги поставщик и владелец магазина или сети могут оговорить в отдельных договорах: «Субъект торговли и поставщик товаров имеют право заключить одновременно договор поставки и договор об оказании услуг (рекламных, маркетинговых), в том числе и соглашение (договор) о выплате торговой премии».

При этом за все торгово-технологические операции (разгрузку и выкладку товаров, их продажу и др.) требовать с поставщика каких-либо вознаграждений магазины не имеют права не только в договоре поставки, но и в других гражданско-правовых договорах.

Максимальный срок оплаты продовольственных товаров – 45 дней

Заместитель Министра торговли указала, что по инициативе изготовителей отечественных товаров были сокращены сроки оплаты отдельных видов продовольственных товаров. Норма закреплена в пункте 7 статьи 12 Закона.

В зависимости от сроков годности конкретного вида продовольственных товаров оплата должна быть произведена в срок от 10 до 45 календарных дней со дня приемки:

  • срок годности меньше 10 дней – оплата в течение 10 дней;
  • срок хранения 10-30 дней – оплата не позднее 30 дней;
  • товар хранится больше 30 дней – максимальный срок оплаты 45 дней.

«Вправе ли поставщики и покупатели товаров по обоюдному соглашению устанавливать иные сроки оплаты (отсрочку оплаты) за поставляемые товары?» – нередко обращаются в Минторг субъекты торговли. В министерстве отвечают однозначно: эта норма Закона носит обязательный характер.

«Ранее заключенные договоры, противоречащие пункту 7 статьи 12, необходимо привести в соответствие с Законом в течение 3 месяцев с момента его вступления в силу», – подчеркнула Ирина Наркевич.

Анна Шилец, Национальный центр правовой информации Республик Беларусь.

Последнее обновление ( Четверг, 04 Сентябрь 2014 )
 
< Пред.
 
 
Среда, 26 Апрель 2017