Флаг и герб РБ Министерство торговли
  • Russian
  • English
Главная arrow Торговая инспекция arrow Вопрос – ответ
 
 
Вопрос – ответ Версия для печати

1. Каким документом руководствуетесь при проведении контрольных мероприятий?

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

2. На каком основании назначается проверка?

В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проверка по вопросам соблюдения правил осуществления розничной торговли и общественного питания,  бытового и иных видов обслуживания потребителей может быть назначена Министром торговли Республики Беларусь (или одним из уполномоченных им заместителей) при наличии информации, в том числе полученной от физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов.

В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проверки таких нарушений или фактов, проверяемый субъект вправе в судебном порядке потребовать от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

3. По какому принципу выбираются торговые объекты и объекты общественного питания для проверки?

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2013 № 331 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» Министерство торговли включено в перечень контролирующих органов, уполномоченных на проведение не только плановых, но и внеплановых тематических проверок. При назначении проверок конкретного объекта учитываются результаты мониторинга, официальные обращения других государственных органов, а также обращения граждан (в т.ч. по «телефону доверия» торговой инспекции 200-92-02).

4. За какие нарушения может быть приостановлена деятельность субъекта хозяйствования?

Решение о приостановлении деятельности того или иного субъекта хозяйствования рассматривается и принимается в каждом случае индивидуально. Вместе с тем на сегодняшний день основными критериями, влияющими на принятие такого решения, являются:

– нарушения требований Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», а именно: пункта 4 статьи 1 Закона (в части несоблюдения ассортиментного перечня);
– нарушения требований Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» (в части недоведения до потребителя полной и достоверной информации о товаре или о производителе);
– нарушения требований Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703, а именно пункта 27 Правил (предложение к продаже товаров с истекшим сроком годности);
– несоблюдение режима работы в части самостоятельного закрытия торгового объекта без уведомления местного исполнительного и распорядительного органа, и др.

5. В случае отсутствия товара из ассортиментного перечня на момент проверки является ли допустимым объяснением факт совершенной покупки в последнее время?

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» ассортиментный перечень товаров – перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля, постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи.

В связи с этим товары, включенные в ассортиментный перечень товаров на основании постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2014 № 20 «О перечнях товаров», должны быть в розничном торговом объекте постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи.

Факт совершенной в последнее время покупки не является допустимым объяснением отсутствия товара из ассортиментного перечня товаров на момент проверки.

6. В случае присутствия товара из АП на момент проверки в уцененном состоянии будет ли восприниматься сотрудниками торговой инспекции фактическое наличие по данной позиции?

Наличие товара в соответствии с ассортиментным перечнем товаров на момент проверки в уцененном состоянии, полагаем, следует считать фактическим наличием по данной позиции ассортиментного перечня товаров.

7. В случае отсутствия товара из АП на момент проверки по причине неготовности производителя совершить отгрузку в наш адрес (инвентаризация, нет необходимого количества на складе, является не основным производством, не достигнуты договоренности по условиям оплаты и др.) какие документы должны быть представлены торговым объектом с целью отсутствия пометки о нарушении правил торговли.

В случае отсутствия товара в соответствии с ассортиментным перечнем товаров на момент проверки по вине поставщика проверяющему должны быть представлены документы, подтверждающие факт неисполнения договорных обязательств по поставке товаров, в том числе: заявка на поставку товара в адрес поставщика, письма поставщиков о невозможности исполнения заявки, претензии в адрес поставщиков о неисполнении договорных обязательств по поставке товаров в части соблюдения сроков и объемов поставки, ассортимента, качества и прочих условий и др.

8. Является ли различная фасовка разновидностью товара для АП?

Согласно пункту 2 Положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703, разновидностью товаров признается совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков (марка, модель, артикул, сорт, масса, объем и иные признаки).

Полагаем, что подобным признаком может обладать произведенный и упакованный производителем товар, имеющий различные (указанные производителем в товаро-сопроводительных документах):

номинальное количество (например, для таких товаров, расфасованных производителем в заводскую упаковку, как цемент (с различной номинальной массой: 1 кг, 5 кг, 10 кг и т.д.), саморезы (с количеством 10, 20, 50, 100 и т.д. штук в упаковке) и т.д.);
цену за единицу товара (упаковку) и др.

9. Имеет ли право компания включать в акцию с краткосрочным периодом действия товар, не внесенный в АП, предполагая его продавать исключительно в акционный период?

Акции представляют собой рекламные мероприятия, направленные на продвижение товаров, увеличение объемов их продаж за счет снижения розничных цен или предоставления скидок. Обычно такие товары располагаются в специальной акционной зоне. Полагаем, что акции проводятся в отношении товаров, которые постоянно имеются в продаже.

Субъект торговли имеет право включать в акцию также товары, отсутствующие в перечне товаров, установленном постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 08.05.2014 № 20, и, соответственно, в ассортиментном перечне товаров.

Последнее обновление ( Вторник, 16 Июнь 2015 )
 
< Пред.   След. >
 
 
Вторник, 17 Январь 2017